Самоучитель

Игра на флейте. Занятие 1.

На котором (вы не поверите) вы будете уже вовсю дудеть и для этого сначала узнаете:

  • как устроена современная поперечная флейта;
  • что и как в ней называется;
  • правила обращения с флейтой, чтобы не повредить инструмент;
  • что такое игра на флейте — положение губ, языка, как и куда дуть.

Ещё вы научитесь правильно собирать и разбирать поперечную флейту и, наконец, проделаете свои первые игровые упражнения на флейте.

Занятия в самоучителе объемные. Сколько времени уйдет на освоение материала зависит от вашей подготовки. Больше времени уделяйте практике. Не торопитесь переходить к новым занятиям пока не освоили предыдущие. Возвращайтесь к пройденному материалу снова и снова. Видеоролики с учебными материалами просматривайте полностью (они короткие). Видео с музыкальными произведениями даны для ознакомления, смотрите их по желанию и возможности уделить время.

Будет правильно, если вы поместите эту страницу в закладки (избранное) своего браузера и сбережете свое время при следующем открытии самоучителя «Игра на флейте». Для этого достаточно кликнуть звездочку (сердечко в Opera) в конце адресной строки или нажать одновременно клавиши Ctrl+D

Поперечная флейта состоит из трех частей: головка, тело и колено.

поперечная флейта в футляре

Головка флейты

Верхняя часть флейты называется: головка флейты (мундштук).

головка поперечной флейты

Собственно игра на флейте это извлечение звука вдуванием воздуха через головку.
Для этого головка флейты имеет отверстие для вдувания воздуха — дульце.

Дульце окружено губками — накладкой, которая позволяет правильно приложить инструмент к губам флейтиста, чтобы извлекать (выдувать) ноты.

Со стороны дульца головка поперечной флейты закрыта коронкой (венцом) — резьбовой заглушкой, закрывающей доступ внутрь головки. Коронка навинчена на винт с настроечной пробкой, расположенный внутри головки.

Начинающим флейтистам строго не рекомендуется отвинчивать коронку от головки, потому что , если сдвинуть настроечную пробку, собьется настройка инструмента. И тогда придется обращаться к настройщику. Потому что без опыта сами настроить флейту не сможете и игра на флейте станет некрасивой.

Губки у флейты не одинаковые. Одна побольше, а другая поменьше. Головку держат так, чтобы к вам прижималась губка побольше. При этом, коронка флейты будет располагаться слева, а открытый конец головки будет справа.

 

игра на флейте

Настроечная пробка, это самая обыкновенная пробка. На самом деле настоящая пробка наподобие той, какой затыкают бутылки. Только она снабжена винтом-рефлектором, которым двигают эту пробку внутри головки так, чтобы флейта строила — звук инструмента попадал точно в ноты и игра на флейте была чарующей.

Кстати, если в открытый конец головки вставить шомпол обратным концом (без тряпочки) и посмотреть в дульце, можно увидеть засечку на шомполе прямо посредине дульца. Но даже то, что вы видите эту насечку, ещё не сделает вас настройщиком флейты, поэтому запомните — коронку лучше не трогать!

игра на флейте поперечной


Тело флейты

Вторая часть поперечной флейты самая длинная и называется: тело флейты (корпус).

Тело содержит отверстия для извлечения нот, ведь, игра на флейте идет по нотам (спасибо кэп). Закрывают и открывают отверстия клапаны. Когда-то в давние времена отверстия на флейте закрывали пальцами. Так до сих пор играют на продольных флейтах — блокфлейте, свирели, тин вистле и прочих дудках.

На поперечной флейте от этого пришлось отказаться. Дело в том, что, если разместить отверстия на теле флейты так, чтобы было удобно пальцам, строй инструмента будет несовершеннен. Кстати, Вольфганг Амадей Моцарт из-за нестройности тогдашней флейты недолюбливал её. Впрочем, это не помешало гению сочинить три прекрасных концерта для флейты.

Музыкальная пауза.
На страницах самоучителя «Игра на флейте» представлены лучшие музыкальные произведения для флейты созданные выдающимися композиторами. Вы можете наслаждаться этой прекрасной музыкой. Только помните — вас ждет игра на флейте, поэтому не затягивайте паузу 😉
Продолжение занятия ниже.
Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем:
«Концерт № 1 для флейты соль-мажор» (W.A.Mozart — Flute Concerto No 1 in G major)

0:39 Allegro maestoso
9:22 Adagio ma non troppo
19:28 Rondo: Tempo di Menuetto
дирижер — Gabriel Chmura
соло флета — Łukasz Długosz
оркестр Национальной филармонии. Польша
филармония Варшава Концерт № 2 для флейты. Моцарт. На следующем занятии самоучителя.

Чтобы улучшить строй флейты, в ходе длительных экспериментов, удалось найти правильные размеры и расположение отверстий в корпусе инструмента. Флейта зазвучала! Однако, оказалось, что закрывать пальцами отверстия при таком расположении совсем не удобно. Мастерам пришлось придумывать приспособления для управлениями отверстиями. Особенно хорошо такие приспособления получилось у немецкого инструментального мастера Теобальда Бёма.

Теобальд Бём, будучи сыном ювелира, перенял у отца познания в механике и применил их для создания механизма управления отверстиями флейты. Вот что у него получилось (флейта в разобранном виде):

корпус поперечной флейты
Такая конструкция почти без изменений сохранилась и у современных флейт. Поэтому современную поперечную флейту часто и заслуженно называют — флейта Бёма.

В механизме флейты используется множество винтиков, клапанов, подушечек, осей и рычажков. Посмотрите на эту тонкую работу. В вашей флейте все точно так же. Относитесь к ней бережно.

Механизм флейты достаточно хрупок.

Поэтому при обращении с флейтой соблюдайте эти простые правила:

  • не кладите поперечную флейту на клапаны, всегда кладите её на ровную поверхность клапанами вверх;
  • не прилагайте усилий когда прикасаетесь к деталям механизма и к клапанам;
  • оберегайте флейту от ударов;
  • не кладите флейту туда, где на неё могут сесть или откуда ей могут опрокинуть домашние животные;
  • пока вы не мастер по ремонту флейты, не крутите никаких винтов в механизме, иначе сдвинете клапаны и флейта из музыкального инструмента превратится в экспонат.

Чтобы плотно закрывать отверстия на корпусе, клапаны снабжены подушечками. Раньше подушечки делали из войлока и обтягивали их «бычьим пузырем». Теперь, конечно, материалы современные и долговечные, но тем не менее, после каждой игры на флейте, берите тряпочку и шомпол и протирайте флейту.

Ещё раз, читайте медленно и запоминайте: после каждой игры на флейте берите тряпочку и шомпол и протирайте инструмент.

Колено флейты

Третья часть — нижнее колено флейты также как и тело содержит отверстия и клапаны.

Колено бывает двух типов: до и си.

Оно определяет у поперечной флейты самую нижнюю ноту:

  • до первой октавы или
  • си малой октавы.

нижнее колено флейты Бёма

Их легко различить по внешнему виду: на рисунке повыше изображено колено си — у него три «кругляшка». Ниже на картинке изображено колено до — у него «кругляшка» только два.

При сборке флейты будет говориться о «стержне для клапанов колена». Найдите эту деталь прямо сейчас. Сделать это легко, потому что на колене всего один стержень и на нем закреплены все рычажки и клапаны этой части флейты.

С устройством флейты разобрались и теперь:

Попробуем извлечь первые звуки на флейте. Да-да, прямо сейчас, не собирая инструмент, начнем дудеть. для этого берем головку флейты двумя руками — коронка слева, дульце вверх.

Удерживая головку горизонтально подносим дульце ко рту. Бóльшую губку флейты устанавливаем под нижнюю губу так, чтобы она легко прижимались к мякоти нижней губы. Само дульце располагается точно посредине звуковой щели в центре губ.

Некоторые начинающие флейтисты используют такой прием: поворачивают дульце к себе, охватывают его двумя губами, затем отворачивают дульце от себя и вверх и одновременно растягивают губы. Посмотрите короткое видео и сделайте так же.

Ещё лучше подойти к зеркалу и подвигать дульце, чтобы оно оказалось точно на своем месте как на картинке ниже:

игра на флейте амбушюр

Конечно, отращивать усы для игры на флейте вовсе не обязательно, но, ещё раз обратите внимание, располагать дульце флейты надо именно так как показано на картинке: строго посредине губ. Могут быть индивидуальные особенности, о которых рассказано ниже на этой странице.

Нижняя губа частично закрывает дульце. Если вы еще не у зеркала, то прямо сейчас идите к зеркалу или берите косметическое и прикладывайте флейту (пока только головку флейты) ко рту, чтобы запомнить и натренировать правильное положение. Отнимите дульце от губ и снова приложите. И для проверки навыка еще раз отнимите и приложите.

Получилось? Надо чтобы получалось «автоматически».

Еще одна картинка с правильным положением дульца флейты у губ флейтиста:

игра на флейте бема

Теперь пробуем дуть.

Дуть следует так, чтобы вся струя воздуха попадала в дульце и, ударяясь о его край, резонировала. Если не поняли о чем речь, не беда. Читайте дальше.

Проделайте подготовительное упражнение. Поставьте ладонь как картинке и легко подуйте на неё:

как играть на флейте

Обратите внимание на положение губ на картинке. Примите такое же. Тренируйтесь у зеркала. У некоторых людей щель для воздуха располагается не посередине рта. Это их особенность. Переучиваться дуть по другому им не следует. Такие люди располагают дульце также посередине щели для воздуха, пусть даже и не посередине рта.

Можно ещё потренироваться на бутылках. Это вполне серьезно! Дуть в бутылку надо так, чтобы воздушная струя резонировала. Только наполните (не полностью) бутылку водой — иначе вам и особенно ребенку может не хватить сил «раздуть» пустую бутылку до резонанса.

Не подумайте, что это шутка. Вот как ребята играют на бутылках:

Ваша задача на головке флейты или на бутылке поймать положение губ и выдуваемой струи так, чтобы получился звук. На это может уйти какое-то время. Но все равно получится. Главное настойчивость и упорство.

А мы возвращаемся к нашей поперечной флейте и осваиваем технику извлечения звука из головки.

Вспомогательные упражнения

Делайте продолжительные ровные выдохи по 10 — 15 секунд каждый выдох. В начале каждого выдоха помогайте себе языком — произносите слог ту («т» произносится без звука, одним языком). Получится дополнительная атака в начале выдоха. Игра с такой атакой называется деташе. Начинать обучение будем именно с этого приема игры.

Помните, что задача «дудения» на головке флейты найти устойчивое правильное положение губ и приспособиться к дульцу.

Первые дни можно дудеть только в головку флейты не собирая инструмент целиком и обязательно делать тренировочные упражнения по сдуванию пушинки с ладони — по 20 — 30 «сдуваний» за упражнение. На ладони вы легко поймете куда направляется струя воздуха и научитесь регулировать её направление губами.

Кроме того, следует ежедневно делать гимнастику для губ:

  • растянуть концы губ;
  • втянуть несколько раз поочередно сначала верхнюю, затем нижнюю губу (помогаем челюстями);
  • затем втягиваем обе губы и сжимаем их.

Приятная новость

На головке флейты можно извлечь не один, а четыре звука! Попробуйте это сделать.

Закройте ладонью правый конец головки. Высота тона будет меняться в зависимости от скорости выдоха. Выдыхайте слабее при игре нижних нот, и сильнее для исполнения высоких нот. Дуйте спокойно — звучит низкий звук (1 октава), резко усильте скорость струи воздуха — звук станет намного выше (3 октава).

Откройте правое отверстие головки. Направьте струю воздуха примерно в середину дульца — звук пониже (2 октава). Измените направление струи вперед дальше от себя — звук повысится (4 октава).

Можете потренироваться и сыграть простую мелодию только на головке 😊

Сборка флейты

Пришло время собрать флейту.
Достаем инструмент из футляра и готовимся к сборке. Первым делом, осматриваем места сочленения и удаляем с них возможные загрязнения. Чем чище они будут, тем легче соберем флейту и, что особенно приятно, легко разберем её после игры. Места сочленения рекомендуется периодически смазывать.

Части флейты собираются без усилий. Соединять их следует легкими вращательными (туда-сюда) движениями. Дело в том, что металл, из которого изготовлена флейта довольно мягок и, кроме того, ещё и тонок. Поэтому при сборке и разборке флейты усилий не прилагаем. Особое внимание обращаем на бережное отношение к деталям механизма клапанов.

Головку флейты устанавливаем так, чтобы дульце находилось на одной линии с клапанами корпуса. Это легко проверить, если посмотреть на флейту со стороны колена.

На корпусе и головке флейты производителем иногда проставляются отметки (маркеры), которые облегчают находить правильное положение головки. Если таких отметок на вашем инструменте нет, то никто не запрещает нанести их самостоятельно. Только не царапайте инструмент. Лучше нанесите такие метки, например, маленькими штрихами лака для ногтей.

Нижнее колено присоединяем к корпусу также бережно. Положение колена такое, чтобы стержень для клапанов на колене приходился посредине ближайшего на корпусе клапана.

поперечная флейта в сборе
Если ещё не поняли, что по чему выравнивать, посмотрите как это должно быть:

Поперечная флейта собрана и готова к игре.

Для извлечения нот, необходимо знать как правильно закрывать/открывать клапаны на флейте, чтобы извлекать ноты. Порядок расположения и чередования пальцев на музыкальном инструменте называется аппликатура. Заучить аппликатуру поперечной флейты поможет обучающая программа «Свирелька», которая покажет аппликатуру для каждой ноты мелодии в реальном времени.

Ознакомиться со Свирелькой можно совершенно бесплатно, заполнив форму:

Свирелька для флейты
Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Возможно вас немного страшит начало игры на этом замечательном инструменте. Поверьте, всё намного проще. Безусловно потребуется ваше старание и прилежные занятия, но вы получите больше! А то что всё у вас получится пусть убедит вот это видео с юной флейтисткой Вероникой Виноградовой (запись 2012 года):

Перейти на занятие 2. Как играть на флейте

Игра на флейте

В комментариях ниже задайте вопросы по этому занятию. Что ещё в игре на флейте осталось непонятым? Что добавить на занятие? Так автору будет легче готовить занятия, а вам легче обучаться как играть на поперечной флейте. Комментируйте:

Самоучитель: 9 комментариев

  1. Олег

    На моей флейте КОЛЕНО надевается и снимается с довольно большим усилием, а так нельзя. Смазываю вазелином — почти не лучше. Наверно труба деформирована. Надо нести к мастеру для ремонта ?

  2. Лёня

    Закончил когда-то муз. школу по курсу флейта и даже играл в духовном оркестре. А потом как-то получилось, что 20 лет с гаком не играл, вот решил все вспомнить с самого начала, спасибо вам, очень увлекательно…

  3. Әйгерім

    Я три года играла на блокфлейте, получается неплохо, занимала приз. места , участвую на концертах. Сейчас с наставницей муз школы переходим на профессиональную (поперечную) флейту. Тяжело однако. Хочу попробовать с Вашей помощью. Поможете?

  4. cibo

    Мне как-то помогла одна инструкция с модуляцией положения языка — мол немного втянуть в себя и поставить перед губами ложечкой.

  5. Юрий

    У меня не получается выдувать ноты с колена флейты. Почему это может быть?

  6. Оксана

    Играть на флейте мне мешали научиться : отсутствие острой мотивации. Просто думала, что играть для себя всегда успею, откладывала на потом и было лень разучивать ноты.
    Надеюсь, ваша программа даст мне ощутить вкус радости от игры, который и будет вдохновлять меня на более углубленное изучение предмета 🙂

  7. Полина

    Практически весь воздух должен уходить в дульце? До какой степени нормальна/допустима струя воздуха, идущая вперед и вниз (чувствуется рукой)?

    1. Svirelka Автор записи

      Ориентируйтесь по звуку.
      Невозможно никакими объяснениями ответить на вопросы «весь ли воздух» или «да какой степени»?
      Чем больше воздуха попадет в дульце тем будет больше сила звука.
      Когда начнете играть, постепенно научитесь и разберетесь.
      Главное — продолжайте занятия на флейте.

    2. Наташа

      чем меньше, тем лучше, а вообще интересный факт — более 80% воздуха идет мимо отверстия, ваша задача, как флейтиста, максимально точно направлять струю и минимизировать воздушные потери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *