Занятие 7

Обучение на флейте продолжим разучивая три оставшиеся ноты второй октавы: ля и си. И ещё захватим третью октаву: начнем её с ноты до.

Вы помните с чего начинаются занятия на флейте? Играем длинные ноты!

Обычную гамму до мажор от до второй октавы вниз к до первой октавы. Каждую ноту играем с длительностью «на сколько хватает дыхания». Никуда не торопимся. Контролируем по часам сколько секунд нота звучит ровно без качания по громкости и по тону. Именно так! Ровно, стабильно, красиво. По другому не надо. Пусть будет покороче, но красиво.

Сколько секунд звучат ваши ноты? Пять, десять секунд ? После каждой ноты возьмите небольшую паузу на вдох и отдых. Не торопитесь. Никто за вами не гонится. Дойдите по нотам гаммы вниз и подымайтесь вверх обратно.

Кроме этого упражнения, ежедневно на занятиях играйте гаммы. Добавив к ранее разученным нотам три ноты этого занятия у Вас будет в арсенале полные две октавы и ещё нота до третьей. Этого хватит на много-много мелодий и, конечно, хватит на множество развивающих упражнений, которые будут разучены в самоучителе Обучение на флейте онлайн.

Нота ля второй октавы. Обучение на флейте.

Положение пальцев на флейте для ноты ля второй октавы показано на рисунке:

обучение на флейте ля втрой октавы

Как видите положение пальцев такое же как и для ля первой октавы. Так ставить пальцы на флейту вы уже умеете. Учиться извлекать ноту ля второй октавы на флейте проще от предыдущей ноты фа, которую вы разучили на прошлом занятии. Положение губ, направление и сила струи воздуха такое же. Звучит нота ля второй октавы:

Для отработки ноты используйте подготовительное упражнение 11 Школы игры на флейте:

И сразу переходим к следующей ноте:

Нота си строй октавы. Обучение на флейте.

Для этой ноты тоже не надо разучивать новые приемы дыхания, звукоизвлечения и положение пальцев. Все Вам уже знакомо. Итак, положение пальцев для си второй октавы на поперечной флейте:

обучение на флейте си второй октавы

Звучит си второй октавы:

Подготовительное упражнение для ноты си второй октавы. В упражнение есть новое, на что следует обратить внимание: в нем учимся играть как можно дольше на одном дыхании:

  1. Берем дыхание не между тактами, а после длинных нот. Такой способ брать дыхание правильный. Как бы быстро и энергично ни брать дыхание, все равно в этот момент в игре получается пауза. Лучше всего, чтобы эта пауза совпадала с паузой в мелодии, но так получается редко, ведь композитору главное красота мелодии, а не удобство исполнителя. Поэтому правильно делать паузу на вдох в конце (и за счет) длинной ноты. Так слушателю будет менее заметна пауза в мелодии. И, конечно, никогда вдох не делается на нотах под лигой — ещё раз повторим — это грубая ошибка в игре. Ничем её не прикрыть и не исправить.
  2. Вторая особенность дыхания в упражнении № 12 разные временные промежутки между вдохами — после второго вдоха попробуйте проиграть мелодию до конца строки. Это три с половиной такта! Если сразу не получится продлить игру на такой период, то возьмите дыхание где будет удобно с учетом замечаний в первом пункте.

Нота до третьей октавы. Обучение на флейте.

И последняя новая нота на занятии — до третьей октавы. Положение пальцев показано на рисунке:
Обучение на флейте до третьей октавы
Звучит нота до третьей октавы:

Сложности в извлечении ноты до третьей октавы не возникнет. Впрочем так будет, если вы до сих пор прилежно выполняли все упражнения, которые предлагал Самоучитель игры на поперечной флейте, а значит к этому моменту уверенно извлекаете ноты второй октавы.



Ноты выше до третьей октавы пока разучивать не будем. Впереди множество этюдов, пьесок, мелодий, которые не подымаются выше этой ноты. Начинающему флейтисту работы на многие месяцы.

Лучше разучим еще одно упражнение на развитие длительности дыхания: подготовительное упражнение № 13 из школы игры на флейте. Особенностью этого упражнения является то, что дыхание надо научиться брать через четыре такта! В упражнении ноты четвертые и половинные, штрихи игры деташе и легато, что само по себе для начинающего не просто, но главное это попробовать сыграть на одном дыхании сразу четыре такта, затем короткий вдох и ещё четыре такта игры. В конце строки есть пауза, можно вдохнуть поглубже и еще раз повторить дважды четыре такта на одном дыхании.

Сначала такой ритм дыхания покажется трудным, но продолжайте тренировки. Если будет совсем трудно, попробуйте сыграть подряд на одном вдохе хотя бы первые четыре такта в строке и повторить вдох после шестого и восьмого тактов. Со временем дыхание флейтиста развивается и сыграть четыре такта на одном вдохе будет сущим пустяком. Даже говорить о таком упражнении будет ни к чему, а сейчас тренируйтесь! 🙂

Обучение на флейте будет эффективнее, если воспользоваться программой Свирелька, которая проиграет мелодии в удобном для обучения именно вам темпе и покажет аппликатуру каждой ноты мелодии в реальном времени.
Свирелька для флейты
Проверьте как написан e-mail, чтобы
Свирелька к Вам точно дошла!

Перейти на занятие 8. Музыка флейта с диезами и бемолями.

Обучение на флейте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *