Аппликатура флейты, — это не что иное, как обозначение состояния клапанов (открыт/закрыт) на инструменте для каждой ноты. Иногда на аппликатуре обозначают каким пальцем закрывать тот или иной клапан. Поэтому некоторые такую схему называют «пальцовкой». Хорошо, что не распальцовкой 😉
На предыдущих занятиях самоучителя игры на флейте вы частично познакомились с аппликатурой поперечной флейты. На них была показана аппликатура флейты для следующих нот:
- ре и до второй октавы;
- си, ля, соль, фа, ми первой октавы.
Сейчас распространены поперечные флейты, на которых аппликатура французской системы. Вот как выглядит аппликатура флейты::

На иллюстрации вы видите полный диапазон флейты — от до первой октавы до высоких нот четвёртой октавы, нанесённый на нотный стан. Под каждой нотой — графические схемы аппликатуры, где показано, какие клапаны открыты, а какие закрыты.
Синим цветом обозначены альтернативные варианты нажатий — одноимённые ноты можно извлекать разными способами, выбирая наиболее удобную комбинацию пальцев в зависимости от музыкального контекста. Это особенно полезно при быстрых пассажах или для улучшения чистоты интонации.
Если под одной позицией пальцев на схеме указаны две ноты — например, ми первой и ми второй октавы, — это значит, что они играются с одинаковым расположением пальцев. Разница в высоте достигается техникой дыхания: изменением силы, направления и фокусировки воздушной струи. Это называется регистровым переходом, и его освоение — важный этап в становлении флейтиста.
На схеме присутствует и аппликатура четвёртой октавы — но не спешите пугаться Начинающим музыкантам эти ноты пока не по зубам, и это совершенно нормально. Пока просто взгляните на них с интересом — как на далёкую, но достижимую вершину. До неё действительно нужно пройти много часов упорных, прилежных занятий. Но поверьте: всё в ваших руках С терпением и любовью к инструменту — вы обязательно добьётесь успеха.
А сейчас — к делу. В этом уроке мы освоим аппликатуру ре и до первой октавы. Эти две ноты станут вашим первым шагом в мир флейты. А дальше — приятная новость: аппликатура второй и третьей октав повторяет первую, только с изменением силы дыхания. То есть, выучив позиции для низких нот, вы автоматически получаете доступ к большей части музыкального диапазона!
Осталось добавить диезы и бемоли — и перед вами откроются подавляющее большинство мелодий: от простых детских песен до красивых народных и современных композиций.
Так что вперёд — с дыханием, пальцами и хорошим настроением!
Нота ре первой октавы. Поперечная флейта.
На прошлом занятии мы освоили ре второй октавы — и, возможно, вы тогда задались вопросом: «А зачем нам сначала учить высокую ноту, а только потом — низкую?»
Теперь пришло время раскрыть этот маленький музыкальный секрет 😉
Дело в том, что ре первой октавы — нота с характером. Она не спешит звучать и требует от начинающего флейтиста немного терпения. Есть хитрый педагогический ход: зная ре второй октавы, вы уже владеете почти всей техникой, нужной и для первой октавы. Осталось лишь немного скорректировать положение пальцев — и, самое главное, научиться управлять дыханием.
Разберёмся по порядку:
Положение пальцев (аппликатура) — действительно простое.
Если вы играете ре второй октавы, то для ре первой нужно всего лишь добавить одно движение: закрыть клапан под указательным пальцем левой руки.
Если вы играете ми первой октавы, то для ноты ре добавьте нажатие правым безымянным пальцем своего клапана и отпустите правым мизинцем рычаг. Переход от ми к ре — минимальный. Ниже по тексту еще раз описаны движения пальцев для ре первой октавы.
В общем, с аппликатурой проблем не будет. Она интуитивно понятна и удобна в освоении.
Извлечение звука — вот где начинается настоящая работа.
Ре первой октавы — одна из самых капризных нот в нижнем регистре. Почему?
— она чувствительна к направлению воздушной струи: нужно направлять её чуть ниже и мягче, чем для высоких нот.
— требуется умеренное давление воздуха: слишком сильно — и звук «уедет» в верхний регистр, слишком слабо — нота не сработает вовсе.
— иногда она «молчит» даже при правильной аппликатуре — это нормально на первых порах.
Но если вы уже уверенно играете фа и ми первой октавы, то ре придёт к вам гораздо быстрее. Эти ноты «родственники» по регистру и технике — вы уже на правильном пути.
💡 Совет для практики:
Попробуйте плавно спускаться с фа и ми первой октавы вниз, сохраняя ту же позицию пальцев, а затем добавьте нужный клапан и смягчите струю воздуха. Представьте, что вы «опускаете» звук, как будто опускаете руку в тёплую воду. Часто именно этот образ помогает флейтистам «поймать» ноту.
Не расстраивайтесь, если ре не зазвучит сразу. Дайте ей время — и она обязательно откликнется. А когда это произойдёт, вы почувствуете настоящий музыкальный прорыв!
Готовы попробовать? Дышим спокойно, пальцы в позиции — и вперёд, к своей первой чистой ре

Положение пальцев левой руки для ноты ре первой октавы:
- большой палец нажимает клапан си (1);
- указательный нажимает клапан до (2);
- средний нажимает клапан ля (3);
- безымянный нажимает клапан соль (4).
Положение пальцев правой руки для ноты ре первой октавы:
- указательный нажимает клапан фа (7);
- средний нажимает клапан ми (8);
- безымянный нажимает клапан ре (9).
Возьмите флейту и извлеките ноту ми первой октавы, как было показано на предыдущем занятии. Теперь отпустите правый мизинец и одновременно нажмите правым безымянным пальцем клапан ре (9).
Движение не сложное, но требует некоторой координации: одновременное разнонаправленное движение — мизинец отпускает, безымянный нажимает. После некоторой тренировки это движение у всех получается хорошо.
| Здесь начнет сказываться выполнение вами рекомендаций самоучителя: на втором занятии показаны упражнения на развитие координации и подвижности пальцев флейтиста. Если вы их регулярно выполняете, то играть на флейте будет легче и интереснее. |
Теперь пробуем извлечь ноту ре первой октавы. Рекомендация следующая: попробуйте извлекать ре не саму по себе, а последовательно ноты фа, ми, ре.
Фа и ми первой октавы вы уже научились извлекать на предыдущем занятии, и в такой последовательности нота ре получится легче. Скорость потока воздуха следует несколько убавить. Дуть тише и точнее в дульце.
Звучит нота ре первой октавы на флейте:
Полезной будет и такая тренировка: нота ми / нота ре. Воздушный поток для этих нот очень схож, а два пальца правой руки меняют положение:
- для ми — безымянный свободен, мизинец нажат;
- для ре — безымянный нажат, мизинец свободен.
Так намного легче освоить ноту ре первой октавы на флейте.
Попробуйте сыграть простую мелодию в которой задействован ноты, которые вы уже освоили. Русская народная песня «Во поле береза стояла» (да простят меня преподаватели флейты в музыкальных школах!):
Темп мелодии на видео замедлен, чтобы было легче повторить для начинающего флейтиста. Если и такой темп покажется слишком быстрым, то установите на свой компьютер обучающую программу Свирелька и выберите комфортный для себя темп проигрывания. Ноты мелодии возьмите на сайте блокфлейты www.svirel.org
| Аппликатура флейты — разучите вместе с программой Свирелька: |
Нота до первой октавы на флейте
Разучим самую нижнюю ноту на ученической поперечной флейте. Это нота до первой октавы.
Положение пальцев (аппликатура флейты) для этой ноты почти такое же как для ноты ре. К ним добавляется правый мизинец, который нажимает одновременно ролик 10а и рычаг до (10б).

Положение пальцев я не буду описывать подробно — оно хорошо видно на иллюстрации. Напомню только: чтобы сыграть ноту до первой октавы, начните с положения для ре первой октавы, а затем опустите правый мизинец и одновременно нажмите ролик 10а и рычаг 10б. Повторяю: нажимать надо одновременно и ролик, и рычаг. Нажатие чего-то одного из них — частая ошибка в исполнении новичков.
Сначала потренируйтесь без звука: несколько раз плавно переключайтесь между нотами ре и до первой октавы, просто двигая мизинцем. Упражнение простое — всё, что нужно, — это поднять и опустить один палец. Механика удобная, и при регулярной практике переключение станет автоматическим.
Теперь попробуйте извлечь саму ноту до первой октавы. Это — самый низкий звук на стандартной учебной поперечной флейте. Чтобы он прозвучал чисто и без хрипов, подавайте очень мягкий, тихий поток воздуха — как будто вы слегка дуете, а не играете. Чем спокойнее и ровнее дыхание, тем стабильнее звук.
Помогите себе, как делали это при освоении ре: используйте переход ре → до. Сыграйте ре, затем плавно, без рывков, опустите мизинец и сохраните направление воздушной струи. Так вы научитесь чувствовать момент появления ноты и разовьете контроль над дыханием.
Получиться должно вот так:
Нота до первой октавы — не самая простая для освоения. У многих флейтистов она не получается с первого раза, и это абсолютно нормально. Не стоит спешить: некоторым музыкантам требуется несколько дней или даже недель, чтобы выработать чистый, ровный звук на этой ноте.
Но даже когда она заиграет — это не повод откладывать её в сторону. Напротив: важно регулярно возвращаться к до первой октавы на каждом занятии. Это помогает закрепить навык, улучшить контроль звука и поддерживать технику на высоком уровне.
Чтобы нота становилась всё увереннее, включайте в ежедневную практику упражнения для флейты, начиная с простых гамм. Именно они — основа стабильного звучания в нижнем регистре. Постепенно, с терпением и систематичностью, эта нота станет вашей надёжной опорой.
| Музыкальная пауза. «Шутка» Баха и «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Marianne James — флейта. |
Гамма до мажор
Для этой гаммы Вы умеете играть уже все ноты. Вот как она звучит:
Вы можете начать с того же, что и в видео — проиграть гамму фа мажор, — но особенно полезным будет упражнение на длинные ноты. Попробуйте начать с верхней ноты, постепенно спускаясь вниз, а затем плавно подниматься обратно. Каждую ноту старайтесь удерживать столько, сколько позволяет ваше дыхание. Не переживайте, если сейчас получается коротко — со временем выносливость дыхания будет расти, и ноты станут длиннее. Это отличный показатель прогресса!
Такое упражнение часто называют «раздувкой», но главное — не название, а регулярность. Идеально включать его в самое начало каждого занятия: оно помогает настроить звук, разогреть амбушюр, проверить дыхание и «включиться» в процесс игры. Даже когда вы станете более опытным, не спешите отказываться от этого простого, но мощного упражнения — оно остаётся фундаментом красивого звука.
А чтобы гаммы не казались скучными, попробуйте сыграть их терциями — то есть через ноту: фа–ля, соль–си, ля–до, си–ре и так далее. Это не только усложняет технику, но и развивает слух, координацию пальцев и помогает лучше прочувствовать лад. Послушайте, как интересно звучит мелодия, когда гамма «разворачивается» таким образом:
В этот раз подготовительных упражнений из школы игры на флейте Н.Платонова не будет. Достаточно этих двух низких нот на поперечной флейте и гаммы (с раздувкой 😉 ), а вот на следующем занятии, когда пойдем с вами вверх по нотам, там будут и новые ноты и новые упражнения.
Аппликатура схожа с кларнетовой»
Меня даже подмывает повернуть иногда) Хотя кларнет рассыпался 20 лет назад.
как играется соль бемоль 1 октавы? скажите пожалуйста
выше на этой странице есть аппликатура для всех нот, в том числе и для соль бемоль первой октавы?
нужны какие-то особенные пояснения?
Также как фа диез
А кто знает как играть Фа бемоль второй октавы??
фа бемоль это чистая ми (той же октавы, если что)
Так же как и фа#.
как фа диез 1 октавы
Слово «надо» написано с ошибкой в «…что вам недо, а пока…»
Благодарю! Исправил.
После выучивания наизусть всей аппликатуры флейты дальше можно играть с любой нотной тетради.
Еще нужны время и целеустремленность и глубокое изучение нот.