Сыграть на флейте теперь вы можете все. Или почти все. 😉 И все-таки, добавим ещё две новые ноты в вашу копилку. На этом занятии сыграем на флейте подготовительные упражнения 16 и 17, в которых разучим ноты си бемоль и ми бемоль.
Начнем с ноты Си бемоль. Как её сыграть на флейте?
У этой ноты впервые большой палец левой руки немного поворачивается и нажимает рычаг си-бемоль. Конструкция этого рычага такова, что он закрывает клапан си и дополнительно клапан си-бемоль, который находится возле клапан ля. Никакой сложности такой поворот большого пальца не вызывает. Он прост в исполнении и получится у вас сразу. Положение пальцев для ноты си бемоль показано на рисунке:
Звучит нота си бемоль первой октавы так:
Особенности ноты си бемоль.
Если вы ещё не знаете, то открою маленький секрет: нота си-бемоль и нота ля-диез звучат и извлекаются на флейте одинаково. По сути, это два названия одного и того же звука, который на нотном стане имеет разное написание и разные названия. Пояснения почему это так выходит за рамки этого урока. Сейчас просто хочу вас поздравить, что вы выучили на флейте сразу две ноты си-бемоль и ля-диез. Подробности, вы узнаете, когда изучите правила нотной записи.
Следующий момент, который следует знать. Мы разучили игру си-бемоль нажатием рычага 1а большим пальцем левой руки. Есть и другой способ извлечения этой ноты — трелевым рычагом. Сейчас мы пропустим этот способ игры потому, что вам пока рано играть трели, но вы можете внимательно посмотреть на все рычаги и клапаны на флейте и увидеть какие из них меняют положение, когда вы переходите от си к си-бемоль или от ля к ля-диез.
Нота си бемоль второй октавы имеет такое же положение пальцев как и си бемоль первой октавы. Разучить её вы сможете самостоятельно, переходя последовательно по нотам второй октавы си, си-бемоль и ля.
Нота Ми бемоль. Как её сыграть на флейте?
Ми бемоль второй октавы:
Сыграть на флейте научитесь на занятиях онлайн с преподавателем |
Проще всего понять как взять ми бемоль на флейте это перейти к ми-бемоль с ноты ре.
Ведь, ми-бемоль и ре-диез это разные названия одного и того же звука. Ноты разные, а звучание и извлечение одинаковое. Вам снова повезло 🙂 — разучиваете одно движение, а знаете две ноты!
Итак, возьмите флейту в изготовку для ноты ре второй октавы и нажмите дополнительно мизинцем правой руки рычаг 10. Движение простое и получится сразу. Немного труднее будет переход от ми-бемоля второй октавы к чистому ми. Надо будет правой рукой отпустить рычаг 10 и клапан ре, а левой рукой нажать клапан до.
Потренируйтесь сначала без звука. Просто нажимайте клапаны для ноты второй октавы ре, ми-бемоль, ми. Здесь очень пригодится программа Свирелька, потому что она показывает аппликатуру каждой ноты в реальном времени. как раз то, что надо начинающему флейтисту.
Когда пальцы «поймут и запомнят» свои движения тогда приступайте к извлечению нот. Здесь трудностей не будет и звучать нота ми бемоль второй октавы будет так:
Теперь покажу положение пальцев для ноты ми бемоль первой октавы. Разучивать её сейчас не обязательно. В ближайших упражнения эта нота не встретится. Но в ней так мало отличий от ми бемоль второй октавы, что через день-другой смело разучивайте и её. Никаких трудностей не будет.
Итак, ноты ми бемоль первой октавы:
Как видите отличий почти нет. Указательный палец левой руки только добавился и нажимает клапан до. Когда начнете играть эти ноты, почувствуете как разумно сделана флейта поперечная. Её конструктор Бём был очень талантливым человеком и сделал такой инструмент, на котором нам с вами играть легко и приятно. Если у вас появятся вопросы при разучивании нот ми бемоль второй и первой октав, оставьте комментарий на этой странице внизу текста и мы дадим развернутый ответ, а может внесем дополнения на это занятие.
Разучите упражнение на закрепление навыка игры си бемоль и ми бемоль.
Сыграть на флейте вместе с обучающей программой Свирелька: |
Сыграть на флейте подготовительное упражнение 16 Школа игры.
Сначала разберем ноты упражнения:
Обратите внимание где следует взять дыхание. Во втором такте после длинной ноты ля первый вдох. Затем тянем дыхание через третий и четвертый такты до ноты ре в пятом такте. Здесь прерывать игру нельзя. Легато четвертого такта и ре из пятого такта запрещает вдох! Тяните! И затем третий вдох после шестого такта.
Знаки альтерации при ключе си бемоль и ми бемоль распространяются на все такты. То есть, все ноты си и ми в упражнении играются с бемолями.
Знак альтерации диез у ноты фа стоит возле ноты, а не при ключе и действует только в том такте где проставлен. Но в пятом такте на первую ноту фа знак диез действует, а на второй ноте фа знак диез отменен. И здесь следует сыграть фа-диез, соль, чистая фа. И это все под лигой, а, значит, плавно без остановки.
Попробуйте сыграть на флейте упражнение 16 так:
Ещё одно упражнение для разучивания ноты си бемоль.
Сыграть на флейте упражнение 17 на си бемоль
Ноты упражнения:
Упражнение попроще, чем предыдущее. Дыхание берем после каждого второго такта. Ноты ми чистые без бемолей, разучены вами ранее. Встречается пять нот си бемоль, которые идут после нот ля и до, так что отработаете эту ноту достаточно качественно. Соблюдайте штрихи легато и деташе. Получиться должно так:
В Школе игры Н.Платонова останется всего одно подготовительное упражнение, после которого вы сможете перейти из Самоучителя в полноценную Школу игры на флейте!
Над дорожкой с образцом ноты ми-бемоль — опечатка. Там написано «ми-диез». А в целом шикарный самоучитель, всё очень доходчиво, занимаюсь с удовольствием.
Благодарю за подсказку об ошибке. Поправил.